Венедикт Ерофеев


Розановские сентенции из записной книжки 1969-70 годов

по публикации Игоря Авдиева


Розанов сказал: Девушки! Вы посланы в мир животом, а не головою.

Розанов сказал: Изобретение книгопечатания сделало любовь невозможной.

Я НЕ ХОЧУ ИСТИНЫ. Я ХОЧУ ПОКОЯ. (Розанов)

Розанов сказал: Вера Фигнер дура, и Желябов дурак.

Розанов: молчаливые люди и нелитературные народы.

Видел. Свидетельствую. (В.Розанов).

Розанов сказал:
В мышлении моем всегда был какой-то столбняк.
И несмолкаемый шум в душе.

Опять Розанов о хр[истианст]ве и поле: Есть какая-то несовмещаемость между хр[истианст]вом и разверстыми ложеснами.

Розанов сказал: Подняв новорожденного на руки, молодая мать может сказать: Вот мой пророческий глагол.

Контрасты бытия.

Розанов: загаженность литературы, ее оголтело-радикальный характер

Розанов: Болит душа о себе, болит о мире... Грубы люди, ужасающе грубы, и даже по этому одному, или главным образом поэтому и боль в жизни, столько боли... ( Опавшие листья, I)

Розанов сказал: Женщина без детей грешница. Это канон Розанова для всей России.

Розанов сказал: Грусть моя вечная гостья. Она приходит вечером, в сумерки... Я думаю, она к человеку подошла в тот вечерний час, когда Адам вкусил и был изгнан из рая.

Розанов сказал: Мы хорошо знаем только себя. О всем прочем только догадываемся.

Розанов о Гоголе: Откуда эта беспредельная злоба? Демон, хватающийся боязливо за крест.

Осложнить вдохновение хитростью вот Византия. (В.Розанов)

Розанов сказал: Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце.

Розанов сказал: Будем целовать друг друга, пока текут дни. Слишком быстротечны они, будем целовать друг друга.

Розанов сказал: Боль мира победила радость мира вот христианство.

Розанов сказал: Верьте, люди, в нежные идеи. Бросьте железо: оно паутина. Истинное железо слезы, вздохи и тоска. Истинное, что никогда не разрушится одно благородное. Им и живите.

Роз[анов]: perfectum кабак, praesens кабак, futurum кабак.

Из уединения всё. Уединение лучший страж души. (В.Розанов)

Розанов сказал: Будь верен в любви: остальных заповедей можешь и не исполнять.

Розанов: Шарлатаны вообще бывают величественны.

Розанов: с германской походкой.

Розанов: У меня какой-то фетишизм мелочей. Всё величественное мне было постоянно чуждо.

Розанов
О себе
Мое отношение к миру нежность и грусть. А в печати окончат[ельно] утвердилась мысль, что я Передонов или Смердяков. Merci.
Не понимаю, почему меня так ненавидят в лит[ерату]ре. Сам себе я кажусь очень милым человеком.

О христианстве
Необыкновенная сила церкви зависит (м[ежду] прочим) от того, что прибегают к ней люди в самые лучшие моменты своей души и жизни: страшные, патетически страдальческие, горестные.
Тут человек совсем другой, чем всю жизнь, и лучший.
Как же этому месту, куда всё снесено, не сделаться было наилучшим и наимогущественнейшим.

О конце Европы
Механизм гибели европ[ейской] цивилизации будет заключаться в параличе против всякого зла, всякого негодяйства, всякого злодейства: и в конце времен злодеи разорвут мир.

Гоголь и Толстой
Толстой вовсе не был религиозным лицом, рел[игиозной] душою, как и Гоголь. И [у] обоих страх перед религией страх перед темным, неведомым, чужим.

О мелочах.
А все-таки мелочной лавочки из души не вытравить: всё какие-то досады, гневы, самолюбия; и грош им цена, и минута времени; а есл[?], и не умеешь не допустить в душу.

О церкви.
Конечно, я умру все-таки с Церковью, конечно, Церковь мне неизмеримо больше нужна? чем литература. И духовенство все-таки всех сословий милее.

О русских.
Я хочу умереть с Русью и быть погребенным с русскими. Кроме русских, единственно и исключительно русских, мне вообще никто не нужен, не мил и не интересен.

О русских:
Русь молчалива и застенчива, и говорить почти что не умеет: на этом просторе и разгулялся русский болтун. (соц[иал]-дем[ократы]).

Об истории после Р. Х..
Чего не понимал Леонтьев, ждущий второго Наполеона etc:
Жизнь Амвросия Оптинского разве не красочнее, чем биография старого ветерана цезаревых войск, и жизнь пап Льва II, Григория Великого, Григория VII, Иннокентия III несравненно полнее движением, переменами, борьбой и усилиями, чем довольно безтрудные и нимало не интересные победы Александра над [нрзб] вообще история не потеряла интереса, а только переменила ТОН и ТЕМЫ.
Тон, од[на]ко[?], другой. И царство благодатное не допускает повториться Киру, Александру, Цезарю. Наполеон был явно исключением и инстинктивно правильно нарекался Антихристом.

О Леонтьеве.
Он был редко прекрасный русский человек, с жестом, искренней душой, язык коего никогда не знал лукавства: и по этому качеству был почти [нрзб] в русской словесности, довольно-таки фальшивой, деланной и притворной.
В лице его добрый русский Бог дал доброй русской л[итерату]ре доброго писателя.
И всё: и его реакц[ионно]сть, и его постриг в монашество, и связь с афонскими и оптинскими старцами.

О царе и соц.-демократах.
Одна лошадь, да еще старая и неумная, везет телегу: а дюжина молодцов и молодух сидит в телеге и орут песни.

О евреях.
Теперь все дела русские, все отношения русские осложнились евреем. Как справиться с евреем? Куда его девать, как бы он не обиделся?
При Николае Пав[ловиче?] этого и в помине не было. Русь, может быть, не растет, но еврей во всяком случае растет.

В.В. Розанов.
Спустя [нрзб] Канун 1970 г.

О разном.
Осторожно обходи толпу.
Окружающие убавляют душу, а не прибавляют.
Сущность молитвы заключ[ается] в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности.
Что же я скажу Богу о том, что он послал меня увидеть? Скажу ли, что мир им сотворенный прекрасен? Нет. Он ничего не услышит от меня.

О Толстом и Соловьеве.
Не люблю их поэзии. Не люблю их мысли. Последняя собака, раздавленая трамваем, вызывала большее движение души, чем их философия и публицистика. Во всех их не было никакой раздавленности, напротив.
С детства мне было страшно врождено сострадание; и на этот главный пафос души в них обоих я не находил никакого объекта.

О Христе и евреях.
Есть какая-то ненависть между Ним и еврейством. И понимаешь ноуменальное, а не феноменальное распни Его.

О революции.
Революция имеет два измерения длину и ширину: но не имеет [?] глубины.
В революции нет [нрзб] И не будет. [нрзб] царственное чувство.

Еще о евреях.
Почти не встречается еврей, кот[орый] не обладал бы каким-нибудь талантом. Но не ищите среди них гения. Спиноза, которым они все хвалятся, был подражателем Декарта. Около Канта, Декарта и Лейбница все евреи-мыслители какие-то часовщики-починщики. Около сверкания Шекспира что такое евреи-писатели от Гейне до Айзмана? В самой свободе их никогда не явится великолепия Бакунина.
Ширь и удаль, и еврей: несовместимы. Они все ходят на цыпочках перед Богом.

О царе.
Любить Царя (просто и ясно) есть действительно существо [?] дело в монархии и первый долг гражданина.

О рус[ском] социализме.
Вот почему от 14 декабря [19]25 г. до сейчас вся наша история есть отклонение в сторону, и просто совершилась ни для чего. Зашли не в тот переулок и никакого дома не нашли. Вертайся назад, в гости не попали.

О Спенсере.
Никакого желания спорить со Спенсером: а желание вцепиться в его аккуратные бакенбарды и выдрать из них половинку.
А его Сикстинская философия [три строки текста утрачены]
[?] ким дураком [?] выдрать его за бакенбарды.

О Гоголе.
Никогда более страшного человека, подобия человеческого... не приходило в нашу землю.

О Суворине.
В глазах, в движениях головы то доброе и ласковое, то талантливое, что и видел в нем [нрзб] лет. В нем были вероятно недостатки: но в нем не было неталантливости ни в чем, даже в повороте шеи.

О Толстом.
Когда наша простая Русь полюбила его простою и светлою любовью за Войну и мир, он сказал: Мало. Хочу быть Буддой и Шопенгауэром.
Но вместо Будды и Шопенгауэра получилось только 42 карточки, где он снят en face, в профиль, и [нрзб], сидя, стоя, лежа, в рубахе, кафтане и еще в чем-то, за плугом и верхом, в тапочках, шляпе и просто так...

О церкви.
Собственно, непосредственно слит с церковью и никогда не был (и в детстве, и юношей, и зрелым). Я всегда был зрителем в ней, стоятелем хотящим помолиться оценщиком, хоть и любующимся, Таким образом, и здесь, как везде, как и во всем, и тут я был иностранец.

О христианстве.
Дальнейший отказ хр[истианст]ва от пола будет иметь последствием увеличение триумфов еврейства. Вот, отчего так [нрзб] время я начал проповедывать[нрзб] хр[истианст]во должно хотя бы отчасти стать фаллическим.

О Гоголе.
Памятники не удаются у русских (Гоголю и т. д.), потому что единственный нормальный памятник часовня, и в ней неугасимая лампада по рабе Божием Николае.

О рус[ской] литературе.
/Ср[авнение] с иностр[анной]/. Всё-таки русская литература как-то несравненно колоритна. Какие характеры, какое чудачество. Какая милая чепуха.

О Герцене и Грибоедове.
Чему я собственно враждебен в литературе? Тому же, чему враждебен в человеке: самодовольству.
Самодовольный Герцен мне в той же мере противен, как полковник Скалозуб. Счастливый успехами в литературе, в женитьбе, в службе, Грибоедов, в моем вкусе, опять тот же полковник Скалозуб.

О своем творчестве.
Какого влияния я хочу? Чтобы моё влияние было в расширении души человеческой, чтобы душа была нежнее, чтобы у нее было больше ухо, больше ноздри. И больше в сущности ничего не хочу. [3 строчки нрзб] человеку, как не [нрзб] в поле.

De ratione.
Конечно, я ценил ум, без него скучно, с умом интересно, это само собою. Но почему-то не привлекает и не восхищает. Бог душа мира, а не мировой разум.

О Михайловском, Чернышевском etc.
Пришел вонючий разночинец. Пришел со своею ненавистью, пришел со своею завистью, пришел со своею грязью. И... это окружило его ореолом мрачного демона отрицания... Он был не чёрен, а грязен. И разрушил дворянскую культуру от Державина до Пушкина.

О попах.
Попы медное войско около Христа. От ЕГО слез и страданий ни капли в НИХ. Отроду я не видал ни одного заплакавшего попа. Всё некогда, всё должность и служба.
И между прочим, ни в ком я не видал такого равнодушного отношения к смерти, как у попов. Эта метафизика нам нипочем.

добавить:
триумф, тщета,
идея, каприз, пафос.
(о смесях).


вернуться в общий каталог